Постепенно преодолевая влияние морально-утопического критицизма левых младогегельянцев, Э. перешел на позиции научного историзма. Уже в 40-х гг. исходным пунктом его этической программы становится такое изменение характера человеческой деятельности, к-рое позволит уничтожить «раздвоение труда в себе самом», его отчуждение (т. 1, с. 557). Последнему Э. противопоставляет свободную деятельность людей в будущем коммунистическом об-ве, где «труд станет своим собственным вознаграждением...» (там же, с. 558). Это не частное изменение, а глубочайшее гуманистическое преобразование всего социального мира; «Мы хотим устранить все, что объявляет себя сверхъестественным и сверхчеловеческим... В истории мы видим откровение не «бога», а человека, и только человека... Человек должен... сделать себя самого мерилом всех жизненных отношений... устроить мир истинно по-человечески...» (там же, с. 592—593). В книге «Положение рабочего класса в Англии» (1845) Э. обратил внимание на тенденцию к формированию образованного, культурного рабочего класса, к-рой противоборствует буржуазное воспитание. Последнее «учит смирению, податливости и приспособлению... покорности своей судьбе» (там же, с. 462). В «Немецкой идеологии» (1845—46), написанной совместно с Марксом, прослеживается историческая природа нравственности, ее связь с конкретными формациями, классами и т. д., подвергается критике мораль и идеология классового об-ва. Проблему соотношения классового содержания морали и общечеловеческих норм нравственности он рассматривает в «Анти-Дюринге» (1877—78). «...Мы утверждаем, что всякая теория морали являлась до сих пор в конечном счете продуктом данного экономического положения общества. А так как общество до сих пор двигалось в классовых противоположностях, то мораль всегда была классовой моралью: она или оправдывала господство и интересы господствующего класса, или же, как только угнетенный класс становился достаточно сильным, выражала его возмущение против этого господства и представляла интересы будущности угнетенных. Мораль, стоящая выше классовых противоположностей и всяких воспоминаний о них, действительно человеческая мораль станет возможной лишь на такой ступени развития общества, когда противоположность классов будет не только преодолена, но и забыта жизненной практике» (т. 20, о. 95—96). Э, показал, что сведение нравственности к абсолютным неизменным требованиям антиисторично. Оно приводит в тону, что некоторому особенному содержанию придается всеобщее значение, а его особенность и преходящий характер не осознаются. Столь же неправомерно и сведение нравственности к чисто функциональным и классово-служебный явлениям, ибо оно ведет к релятивизму и к отрицанию прогресса нравственного разума вместе со всей духовной культурой человечества. Э. положил начало критике экономического материализма, особенно его наиболее вульгарных проявлений. Последний толковал нравственность как придаток экономического общественного организма, взятого в отрыве от человеческой деятельности; тем самым он сводил нравственные критерии к критерию полезности и функциональной целесообразности. |
|
2022. Словарь по этике. Создание и продвижение сайта - Q-Media |